Программа для аккордеона, баяна
Пятилетний курс обучения
1 класс
Знакомство с инструментом. Освоение музыкальной грамоты. Воспитание музыкального слуха и ритмической дисциплины. Изучение правой и левой клавиатуры. Посадка, постановка исполнительского аппарата. Освоение первоначальных навыков игры на аккордеоне/баяне. Обучение игре под фонограмму. Освоение штрихов: nonlegato,legato,staccato.Терминология: P, mf, F, crescendo, diminuendo.
За год учащийся должен пройти:
- Гаммы, арпеджио длинное и короткие, аккорды в тональностях C-dur, G-dur, отдельно каждой рукой на legato и staccato;
- 4 этюда на разные виды техники;
- 8-12 разнохарактерных пьес;
- несложные пьесы для чтения с листа.
2 класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Продолжение работы над совершенствованием технических приемов, формирование и развитие двигательных навыков, мышечной свободы рук (упражнения для развития беглости пальцев). Работа над качественнымзвукоизвлечением и сменой направления движения меха. Изучение рациональной аппликатуры. Игра под фонограмму. Подбор по слуху. Транспонирование.
Учащиеся должны как можно чаще привлекаться к участию в концертах.
За год учащийся должен пройти:
- мажорные гаммы до 1 знака – двумя руками, минорные – отдельно каждой рукой, арпеджио длинное и короткие, аккорды. Хроматическую гамму;
- 4 этюда;
- 8-10 разнохарактерных пьес;
- 2 ансамбля;
- несложные пьесы для чтения с листа.
3 класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, работа над координацией движений, мелкой техникой. Освоение игры двойными нотами и аккордами. Совершенствование владения мехом, работа над звукоизвлечением, интонацией. Игра под фонограмму. Подбор по слуху, транспонирование. Чтение с листа.
Знакомство с выборной клавиатурой: упражнения, простейшие гаммы, пьесы, этюды (для наиболее одаренных детей).
За год учащийся должен пройти:
- мажорные гаммы триолями в две октавы, минорные гаммы до 1 знака, арпеджио длинное и короткие, аккорды;
- 4 этюда;
- 6-8 пьес различного характера, включая полифонию.
4 класс
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Работа над штрихами, динамикой, ритмом. Развитие и совершенствование исполнительских навыков, дальнейшее развитие беглости пальцев, более качественное исполнение штрихов. Работа над стилистикой произведений. Развитие навыков самостоятельной работы. Чтение с листа.
Продолжать освоение готово-выборного аккордеона/баяна следует с учащимися, обладающими хорошими и отличными музыкальными данными и овладевшими в достаточной мере всеми необходимыми приемами игры на инструменте с готовыми басами.
За год учащийся должен пройти:
- мажорные и минорные гаммы до 2 знаков в терцию в две октавы, арпеджио длинное и короткие, аккорды;
- 4-5 этюдов;
- 6-8 пьес различного характера;
- несложное произведение с элементами полифонии на готово-выборном инструменте (для особо продвинутых учеников);
- два ансамбля;
5 класс
Подготовка к выпускному экзамену. Совершенствование всех приобретенных знаний, умений, навыков (в зависимости от способностей). Развитие исполнительской инициативы.
Игра на готово-выборном аккордеоне/баяне несложных пьес, включая полифонию с учащимися, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.
За год учащийся должен пройти:
- мажорные гаммы в сексту, минорные в терцию, арпеджио длинное и короткие, аккорды;
- этюд;
- полифонию;
- произведение крупной формы;
- обработку народной музыки;
- произведение зарубежного композитора.
Формы контроля успеваемости учащихся:
В течение учебного года успеваемость ученика определяется преподавателем по специальности в конце каждой четверти.
В течение учебного года проводится два академических концерта – в декабре и мае. Ученик исполняет два разнохарактерных произведения.
В октябре и марте проводится два технических зачета. Ученик готовит гаммы, 1-2 этюда и небольшой перечень основных музыкальных терминов.
На экзамене по итоговой аттестации выпускник исполняет 1 этюд и 4 разнохарактерных пьесы.
Один раз в год проводятся контрольные уроки с целью проверки знаний по теории музыки, чтению нот с листа.
- Самостоятельно выученная пьеса.
- Чтение нот с листа.
- Знание терминологии.