Программа  для  аккордеона,  баяна
              Пятилетний  курс  обучения

1 класс
Знакомство с инструментом. Освоение музыкальной грамоты. Воспитание музыкального слуха и ритмической дисциплины. Изучение правой и левой клавиатуры. Посадка, постановка исполнительского аппарата. Освоение первоначальных навыков игры на аккордеоне/баяне. Обучение игре под фонограмму. Освоение штрихов:  nonlegato,legato,staccato.Терминология:   P, mf, F, crescendo, diminuendo.
За год учащийся должен пройти:

  • Гаммы, арпеджио  длинное и короткие, аккорды в тональностях C-dur, G-dur, отдельно каждой рукой на legato и staccato;
  • 4 этюда на разные виды техники;
  • 8-12 разнохарактерных пьес;
  • несложные пьесы для чтения с листа.

2 класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Продолжение работы над совершенствованием технических приемов, формирование и развитие двигательных навыков, мышечной свободы рук (упражнения для развития беглости пальцев). Работа над качественнымзвукоизвлечением  и сменой направления движения  меха. Изучение рациональной аппликатуры. Игра под фонограмму. Подбор по слуху. Транспонирование.
Учащиеся должны как можно чаще привлекаться к участию в концертах.
За год учащийся должен пройти:

  • мажорные  гаммы до 1 знака – двумя руками, минорные – отдельно каждой рукой, арпеджио длинное и короткие, аккорды. Хроматическую гамму;
  • 4 этюда;
  • 8-10 разнохарактерных пьес;
  • 2 ансамбля;
  • несложные пьесы для чтения с листа.

3 класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, работа над координацией движений, мелкой техникой. Освоение игры двойными нотами и аккордами.  Совершенствование владения мехом, работа над звукоизвлечением, интонацией. Игра под фонограмму. Подбор по слуху, транспонирование. Чтение с листа.
Знакомство с выборной клавиатурой: упражнения, простейшие гаммы, пьесы, этюды (для наиболее одаренных детей).
За год учащийся должен пройти:

  • мажорные гаммы  триолями в две октавы,  минорные гаммы до 1 знака, арпеджио длинное и короткие, аккорды;
  • 4 этюда;
  • 6-8 пьес различного характера, включая полифонию.

4 класс
Дальнейшая работа над развитием  музыкально-образного мышления. Работа над штрихами, динамикой, ритмом. Развитие и совершенствование исполнительских навыков, дальнейшее развитие беглости пальцев, более качественное исполнение штрихов. Работа над стилистикой произведений. Развитие навыков самостоятельной работы. Чтение с листа.
Продолжать освоение готово-выборного аккордеона/баяна следует с учащимися, обладающими хорошими и отличными музыкальными данными и овладевшими в достаточной мере всеми необходимыми приемами игры на инструменте с готовыми басами.
За год учащийся должен пройти:

  • мажорные и  минорные гаммы до 2 знаков в терцию  в  две октавы,  арпеджио длинное и короткие,  аккорды;
  • 4-5 этюдов;
  • 6-8 пьес различного характера;
  • несложное произведение с элементами полифонии на готово-выборном инструменте (для особо продвинутых учеников);
  • два ансамбля;

 

5 класс
Подготовка к выпускному экзамену. Совершенствование всех приобретенных знаний, умений, навыков (в зависимости от способностей). Развитие исполнительской инициативы.
Игра на готово-выборном аккордеоне/баяне несложных пьес, включая полифонию  с  учащимися, которые  целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.
За год учащийся должен пройти:

  • мажорные гаммы в сексту, минорные в терцию, арпеджио длинное и короткие, аккорды;
  • этюд;
  • полифонию;
  • произведение крупной формы;
  • обработку народной музыки;
  • произведение зарубежного композитора.

Формы контроля успеваемости учащихся:
В течение учебного года успеваемость ученика определяется преподавателем по специальности в конце каждой четверти.
В течение учебного года проводится  два академических концерта – в декабре и мае.  Ученик исполняет  два  разнохарактерных произведения.
В октябре и марте проводится два технических зачета. Ученик готовит гаммы, 1-2 этюда и небольшой перечень основных музыкальных терминов.
На экзамене по итоговой аттестации выпускник исполняет 1 этюд и 4 разнохарактерных пьесы.
Один раз в год проводятся контрольные уроки с целью проверки знаний по теории музыки, чтению нот с листа.

  • Самостоятельно выученная пьеса.
  • Чтение нот с листа.
  • Знание терминологии.