Титульный лист


1.Общие сведения о детской музыкальной школе

«Детская музыкальная школа № 9» является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, главной целью которого является формирование способности детей к пониманию музыкального искусства, обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей; создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей и внутреннего духовного мира детей и подростков; реализация дополнительных образовательных программ  в интересах личности, общества и государства.

Краткая историческая справка.

Детская музыкальна школа № 9  г Саратова основана 1971 году с контингентом – 55 учащихся на базе школы общего музыкального образования завода «Техстекло».
Обучение велось по специальностям: фортепиано, скрипка, баян, аккордеон.
Детская музыкальная школа № 9 реорганизована в МОУДОД « ДМШ № 9» в 2003 году с контингентом 268 учащихся.
В настоящее время в школе идёт обучение по 15 специальностям.
За прошедшие 40 лет выпускниками школы стали 1300 учащихся. Многие из них стали профессиональными музыкантами. Среди них директор школы «Почётный работник общего образования Российской Федерации» Клеймиц Владимир Михайлович.
                                                          
                             
Кадровый состав

Всего

Из них преподава-
телей

По уровню
образования

   По квалификационным
категориям

работни- ков

штатных

совмест.

высшее

ср. спец.

высш.

I

II

  31

   28

    3

   22

    9

   7

  11

  13

II.Аналитическое обоснование программы

Концепция художественного образования в России, утвержденная Министерством образования Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации,  направленная на сохранение и развитие сложившейся в России системы и традиций детского художественного образования, одним из важнейших приоритетов государственной политики в этой области определяет  задачу обеспечения условий для свободного развития личности, формирования ее общей культуры, художественно-эстетического вкуса,  интеллектуального потенциала и нравственных основ, воспитание и поддержку у подрастающего поколения интереса к художественной культуре своего народа и всего человечества.
Современное общество делает свой социальный заказ, основанный на  более высоких требованиях к человеку во всех сферах его деятельности: умение творчески мыслить, качественно выполнять профессиональные функции, принимать решения и брать ответственность за их выполнение на себя. В связи с этим процесс образования должен рассматриваться не только как процесс приобретения определённого набора знаний, умений и навыков, но и как способ воспитания определенных качеств (общественная активность, творческие способности и умения и т.д.), призванных подготовить ребенка к самостоятельной жизни, помочь ему легче адаптироваться в современных условиях.
Детская школа искусств, с ее достаточно гибкой структурой, может наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей предоставить благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребенка, достаточно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени.
Для определения первоочередных целей и задач при разработке программы развития необходимо учитывать целый ряд проблем, сложившихся в последние годы в системе образования. Это - демографический спад, уменьшение числа здоровых детей, падение интереса к музыкальному образованию, распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни большой части населения, чрезвычайно слабая материально-техническая обеспеченность художественного образования, проблема перегрузки учащихся, связанная с ростом объёма информации в осваиваемых ими образовательных программах. В наибольшей степени это касается детей, посещающих, помимо общеобразовательной школы, еще и детскую школу искусств.
Наряду с вышеозначенными общими, характерными для большинства  школ искусств проблемами, отдельно следует выделить проблемы, связанные с определенной спецификой нашей школы:
1. Учреждение находится достаточно далеко от культурного центра города, в районе, основную часть населения которого составляют рабочие множества близлежащих заводов.  Поэтому социально-культурная среда, в которой живут и воспитываются учащиеся ДМШ № 9, имеет определенные особенности и, безусловно, влияет на качество контингента обучающихся.. На практике мы сталкиваемся с недостаточно высоким культурным и интеллектуальным потенциалом родителей, дети которых обучаются в нашей школе, с недооценкой ими музыкального образования как одного из важных средств развития и формирования личности.
2. Положительным моментом можно считать то, что в наступившем  учебном году впервые за несколько последних лет перед учреждением не было проблемы формирования контингента, новый набор в школу проходил достаточно активно. В этом – несомненная заслуга педагогического коллектива, чье понимание и поддержка позволяют строить воспитательно-образовательный процесс с учетом сложностей и проблем настоящего момента. Деятельность коллектива направлена  на реализацию принципов дифференциации и преемственности в образовании, на  поиск и внедрение инновационных педагогических технологий, а также эффективных форм и методов воспитательно-просветительской работы. Это должно позволить в ближайшей перспективе расширить рамки образовательного процесса за счет открытия новых направлений образовательной деятельности, а также пополнить контингент учащихся и увеличить кадровый состав преподавателей.
Детская музыкальная  школа  № 9 находится в Ленинском районе окружении учреждений: МОУДОД «ДМШ № 13», ГАУК « Саратовский областной центр народного творчества»,  МОУДОД «Центр детского творчества» . Условия работы в районе с хорошо развитой сетью учреждений культуры   ставит перед музыкальной школой ряд проблем, от решения которых во многом зависит результативность ее деятельности. Решая общие для всех школ города задачи детского начального эстетического воспитания и начального музыкального образования, ДМШ № 9 вынуждена организовывать свою работу в соответствии со специфическими индивидуальными условиями, каждое из которых влияет на развитие школы и всех направлений ее деятельности:
-  развитая в районе «Техстекло» социально-культурная инфраструктура  требует активизации просветительской работы школы  в  социально-культурном климате  микрорайона.
- изменение демографической ситуации посёлка «Техстекло» и контингента учащихся, который состоит из детей названного посёлка предполагает необходимость поиска новых форм работы:

  • отвечающих эстетическим запросам населения и интересам детей, желающих обучаться в школе;
  • соответствующих демографическим условиям в микрорайоне.
  • учитывающих уровень профессиональной одаренности потенциального контингента;

Программа развития школы ставит три основные задачи:

  • Музыкально - эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков;
  • Подготовка наиболее одарённых учащихся к дальнейшему профессиональному обучению;
  • Пропаганда музыкального искусства среди жителей микрорайона.

С целью решения этих задач были изучены:
-требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей;
-потребности учащихся и их родителей;
-спектр услуг (концерты, лекции), которые может представить школа
Решение этих задач осуществляется благодаря высокому профессиональному уровню, энтузиазму, заинтересованности педагогического коллектива и хорошей материальной базе.
Педагогический коллектив видит свою задачу в том, чтобы школа, работая в тесном сотрудничестве с Саратовским областным учебно-методическим центром, управлением по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов», Саратовским областным колледжем искусств, гимназиями, лицеями, общеобразовательными школами, библиотеками активно участвовала в формировании нравственного облика детей и подростков.  При этом выполнение учебной задачи не превращается в самоцель, а становится одним из средств мотивации у детей, обучающихся в школе осознанной потребности в творчестве, формирует на основе примерных программ по специальностям и видам искусства, изучаемым в ДМШ, систему  эстетических приоритетов, и способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения.


Миссия школы:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности.
Учебный процесс  ДМШ № 9 осуществляется в соответствии с утвержденным годовым учебным планом и рабочими учебными планами  отделений,  составленных на основе Примерных учебных планов, рекомендованных Письмом Министерства культуры РФ от 23.12.2001 г. № 01-266/16-12. Примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры РФ от 23.06.2003 г.; Примерных учебных планов, рекомендованных Федеральным агенством по культуре и кинематографии от 02.06.2015 г.; Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств от 12.03.2012 г.
Последовательность  освоения образовательных программ регламентируются рабочими учебными планами, предлагающими целесообразный объем учебной нагрузки и ее распределение.
Действующие рабочие планы всех отделений ДМШ опираются на примерные учебные планы, рекомендованные Министерством культуры РФ для применения в образовательном процессе и составлены в целях повышения качества обучения и воспитания учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и профессиональной подготовки.
Учебный процесса ДМШ № 9, направлен на воспитание и формирование культурной среды в микрорайоне.
Практическая деятельность  учащихся в ДМШ представлена:

  • музыкальное исполнительство;
  • освоение теоретических знаний, необходимых для осознанного восприятия искусства, творчеств;
  • культурно-просветительская.

 Практическая деятельность учащихся в ДМШ составляет основу учебных занятий и внеклассных мероприятий. Благодаря им результаты учебного процесса приобретают конкретные формы, повышается заинтересованность учеников и родителей в получении музыкального и художественно-эстетического образования, а так же популяризируется деятельность ДМШ № 9, как образовательного учреждения.
Образовательный процесс МОУДОД ДМШ № 9 реализуется с помощью педагогического коллектива. В настоящее время школа полностью укомплектована кадрами по всем направлениям образовательной деятельности.

В школе работают 31 преподаватель, из них совместителя  - 3.
Высшее образование имеют            22 человек;
Среднее специальное                         9 человек.
Стаж работы свыше 20 лет имеют  20  преподавателей. В школе применяются средства морального и материального поощрения преподавателей, регулярно участвующих в работе отделов, секций ГМО, посещающих курсы повышения квалификации, использующих в педагогической  работе современные методики и технологии.
Важным инструментом, способствующим оптимизации учебной работы, профессиональному росту преподавателей и повышению качественного уровня образовательного процесса является система педагогической аттестации. К настоящему времени все преподаватели ДМШ № 9 прошли аттестацию на различные квалификационные категории, результаты которой представлены в таблице:


Категория

  Количество и процент  преподавателей

Высшая

   7 человек (23,4%)

1 категория

             12 человек (40,0%)

2 категория

               9 человек (30,0%)

Без категории

 2 человек (6,6%)

Важным фактором повышения методической работы школы является регулярное участие преподавателей в работе Городского методического объединения.
Преподаватели школы принимают активное участие в работе отделов, организующих учебную и методическую деятельность по всем направлениям обучения в ДМШ, а также участвуют во всех видах методической работы, утвержденных различными секциями ГМО.
Методическая работа в школе направлена на разработку и внедрение инновационных педагогических технологий, повышение методического мастерства преподавателей и их профессионального уровня.
В школе работают методические объединения преподавателей фортепианного отделения,  преподавателей струнного отделения,  теоретических дисциплин, отделения народных инструментов, общего фортепиано, отделения духовых инструментов, эстрадно-джазового отделения. 

III. Цели и задачи совершенствования образовательной деятельности ДМШ № 9
Музыкальное образование является одной из составляющих комплекса условий для полноценного развития личности ребёнка, независимо от степени его одарённости, психологического комфорта, творческого настроя.
Реализуемые в школе образовательные программы ориентированы на:
ФГТ ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
-формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжилательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельность, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Педагогический коллектив определил цель своей деятельности - создание условий для повышения качества образовательного процесса.
В соответствии с этой целью основными задачами реализации программы являются:
-повышение качества содержания музыкального образования, его формирование и методов работы с учетом возраста обучающихся;
-приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность;
-использование выриативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
-совершенствование модели методической работы, способствующей повышению профессионального мастерства преподавателей;
-приобщение к духовной культуре детей общеобразовательных школ посредством лекций и концертной деятельности учащихся и преподавателей школы;
-организация содержательного культурного досуга жителей микрорайона за счёт концертной деятельности (концерты в «КЦСОН» Ленинского района)
Центром образовательного процесса ДМШ № 9 является учащийся (ребенок, подросток) и задачей школы является предоставление ему самых широких возможностей для успешного освоения образовательных программ, адаптированных к индивидуальным способностям и возможностям обучающегося и соответствующих конечной цели его обучения.
Итогом образовательного процесса школы является подготовка выпускников и реализация основополагающих принципов образовательной деятельности, к которым относятся:

  • достижение уровня развития личности, достаточного для ее творческой реализации и самовыражения в сфере искусства;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного наследия, как российского, так и зарубежного;
  • приобретение собственного опыта художественной деятельности, выраженного в овладении знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства.

Анализ качества подготовки учащихся выпускных классов ДМШ за 2002-2004 учебный годы позволяют сделать выводы о том, что в целом, подготовка выпускников на всех отделениях ДМШ № 9 соответствует «Требованиям  уровню подготовки выпускника ДМШ» по основным показателям:

  • степени овладения знаниями, умениями, навыками
  • показателям личностного развития.

Показателями развития личности выпускника ДМШ, как результата образования являются:

  • сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности;
  • развитие интеллектуальной сферы учащегося, эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в музыкальном виде искусства, как в самой ДМШ, так и после ее окончания.

Уровень подготовки выпускника детской музыкальной школы  определяется с учетом:

  • уровня освоения ОП;
  • результата обучения (овладение знаниями, умениями, навыками)
  • личностного развития.

Организация образовательного процесса регламентируется Уставом школы, учебным планом, нормативными документами и расписанием занятий.
Содержание учебно-образовательного процесса определяется примерными и адаптированными программами, а также Федеральными государственными требованиями к дополнительным общеобразовательным программам в области искусств от 12.03.2012 г.
Режим работы школы – шестидневная учебная (рабочая) неделя.
Основной формой организации учебного процесса является индивидуальный и групповой урок. Продолжительность индивидуальных занятий 40-минут, по группам – 1 час. После каждого урока – перерыв 5 минут. Режим работы оптимальный. Форма получения образования – очная.
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала, имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития  учащегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. В школе используются следующие формы промежуточной аттестации учащихся:

  • Академические концерты
  • Зачёты (дифференцированные)
  • Контрольные уроки
  • Конкурсы, концерты и фестивали
  • Переводные экзамены

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускных классах в соответствии с действующими учебными планами.
Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Четвертные итоговые оценки выставляются преподавателями по результатам текущей успеваемости, итогам академических концертов, прослушиваний, зачётов, контрольных уроков и экзаменов. Зачёты, прослушивания, экзамены проводятся в соответствии с учебным планом школы.
Одним из важных аспектов в деятельности школы является методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализуемые в школе программы создают комплексный подход в обучении, а также позволяют учащимся получить наиболее полноценное музыкальное образование и возможность реализации в выбранной творческой деятельности.
Основные образовательные программы разделяются по срокам обучения на 5-летние (6-летние), 7-летние (8-летние) и 8-летние (9- летние). При этом большенство программ учитывает индивидуальные особенности учащихся, используя дифференцированный подход в обучении.
Творческое отношение преподавателей к образовательному процессу привело к созданию нескольких вариантов программ по одной учебной дисциплине. Подобные адаптированные программы учитывают личный опыт педагога, его способы решения методических и дидактических задач.
Целый ряд образовательных программ предназначен для изучения предмета по выбору. Большое разнообразие дисциплин, изучаемых в рамках данного предмета, даёт возможность наиболее полного и всестороннего развития музыкальных возможностей учащихся и раскрытия их творческого потенциала.
Для создания и реализации образовательных программ накоплен методический фонд школы, который включает в себя банк образовательных программ, методическую литературу, библиотечный фонд и др.
Методическое обеспечение выполнения программы:

  • Методические пособия, сборники, разработки
  • Нотная литература
  • Учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карточки, раздаточный материал и т.д.)
  • Аудио и видео-пособия

Техническое оснащение программы:

  • Музыкальные инструменты (фортепиано, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, скрипка, флейта, кларнет, труба, валторна, тромбон, туба, альт, тенор, синтезатор).
  • Аудио и видеоаппаратура: телевизоры, магнитофон, музыкальный центр, DVD  проигрыватель, видеомагнитофон, компьютеры, микрофоны, радиотехническая, звуковая и усилительная аппаратура.

 IV. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
Управление школой в современных условиях – сложный процесс, который требует правильного выбора целей и задач, изучения и анализа уровня учебно-воспитательной работы, системы рационального планирования, организации деятельности преподавательского и ученического коллектива, выбора оптимальных путей для повышения уровня обучения, воспитания, контроля. Организационная структура МОУДОД «ДМШ № 9» такова:
1.Уровень стратегического управления учреждением осуществляют директор школы, коллективные органы управления, педагогический совет,  методический совет). В их компетенции находится решение следующих вопросов:

  • определение целей и задач деятельности образовательного учреждения;
  • планирование образовательно-воспитательного процесса.

Организацию решения поставленных задач осуществляют заместитель
директора по учебной работе, методический совет школы, заведующие отделениями.

    • Реализацию содержания образовательно-воспитательного процесса обеспечивают педагогические работники. На этом уровне работают организационные структуры в виде отделений.

Контролирующие функции за соблюдением режима занятий, за качеством образовательного процесса выполняет администрация школы, методический совет, заведующие отделениями.
Содержание функциональных обязанностей участников управления школой приводится в должностных инструкциях и соответствующих положениях.
Для эффективного функционирования учреждению необходимо формирование своего правового поля деятельности. Поэтому, помимо общегосударственной нормативной базы, деятельность школы отражена в локальных актах, которые разработаны и приняты учреждением самостоятельно, с учетом анализа сложившейся ситуации и особенностей воспитательно-образовательного процесса. Так,
Нормативно-правовую базу МОУДОД «ДМШ № 9» составляют следующие документы:
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция модернизации российского образования

Учредительные документы МОУДОД «ДМШ № 9»:

  • Устав образовательного учреждения зарегистрирован в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов 26.06.2013 г.
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности  серия РО № 031733 от 03.04.2012 г. (срок действия бессрочно)
  • Свидетельство о внесении в единый государственный реестр № 1026403051256  от 26.06.2013 г.;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИНН 6453050730;
  • Контракт на право оперативного управления  объектом нежилого фонда от 31.05.2010 г. № 2533;
  • Свидетельство на право оперативного управления серия 64-АГ № 234181 от 01.08.11г.  

      Содержание функциональных обязанностей участников управления школой приводятся и регламентируются в должностных инструкциях и локальных актах:

  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Положение по ведению делопроизводства
  • Положение по заполнению классных журналов успеваемости и посещаемости обучающимися занятий
  • Положение о комиссии по установлению трудового стажа работникам в отрасли культура
  • Положение о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса (экзаменационный период)
  • Правила поведения обучающихся в МОУДОД «ДМШ № 9»
  • Положение об экзаменационной комиссии для проведения итоговой аттестации выпускников МОУДОД «ДМШ  № 9»
  • Положение о педагогическом совете МОУДОД «ДМШ № 9»
  • Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников МОУДОД «ДМШ № 9»
  • Положение о приемной комиссии вступительного прослушивания детей, поступающих для обучения в МОУДОД «ДМШ № 9».  
  • Положение о  методическом совете МОУДОД «ДМШ № 9».
  • Положение о проведении контроля успеваемости обучающихся в МОУДОД «ДМШ № 9».
  • Правила обучения в МОУДОД «ДМШ № 9».
  • Должностные инструкции работников МОУДОД «ДМШ № 9».
  • Положение о приёме обучающихся в МОУДОД «ДМШ № 9».
  • Положение об оплате и стимулировании  труда работников МОУДОД « ДМШ № 9»
  • Положение об организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся
  • Инструкция по охране труда
  • Инструкция по противопожарной безопасности
  • Инструкция по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил

Значительную роль в совершенствовании образовательного процесса играет методический совет школы, который направляет и координирует методическую работу учреждения, используя различные формы методической работы:

  • творческие отчеты преподавателей;
  • открытые уроки;
  • обзоры новой нотной и методической литературы;
  • доклады, педагогические чтения;
  • посещение заседаний секций ГМО и семинаров ГУК «МЦПО»;
  • участие преподавателей в конкурсах методических работ;
  • методические семинары;
  • помощь преподавателям в подготовке учащихся к фестивалям и конкурсам разных уровней;
  • консультации с ведущими педагогами СГК им. Собинова, СОУИ, ПИ СГУ.

Методический совет принимает участие в подготовке программного обеспечения вновь открывающихся областей образовательной деятельности, оказывает помощь при составлении  адаптированных образовательных программ и учебных планов нового поколения, принимает участие в подготовке локальных актов учреждения, проводит работу по совершенствованию педагогических  методик и технологий, используемых в учебном процессе.
Инновационная деятельность
С целью создания информационно-методического центра для взаимодействия с педагогическими коллективами города и области, а также для оценки и удовлетворения потребностей учреждений дополнительного образования Саратова и области в методической литературе и учебных пособиях, изданных на электронных носителях в школе открыт сайт в интернете.
Управление школой – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы. В управлении школой нужно различать управление ее функционированием и управление развитием, поскольку они имеют разные объекты, а значит, иными будут решаемые задачи и способы их решения.
Управление функционированием школы призвано обеспечивать использование имеющегося у нее образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит учебно- воспитательный процесс и обеспечивающие его процесс (т.е. процессы материально-технического, кадрового, финансового и другого обеспечения).
Управление развитием призвано обеспечивать наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств. Его объектом выступают инновационные процессы и процессы их обеспечения.
Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее.
Таким образом, управление развитием школы – это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива школы по наращиванию ее образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования.
Организационная структура – это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целое. Традиционные структуры внутри школьного управления относятся к структурам линейно - функционального типа. Более гибким и более приспособленным для решения нестандартных задач и работы в нестабильных условиях являются структуры матричного типа.
Структуры матричного типа возникают при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов.
Совершенствование системы управления школой должно обеспечить прогнозирование результатов работы, оптимальную расстановку кадров, формирование у преподавателей мотивации к инновационной деятельности, качественный внутришкольный контроль, который позволит вносить коррективы в образовательный процесс.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных с становлением рыночных социально – экономических отношений.
Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний и умений, разрушение культивированных ранее идеалов и ценностей, духовный кризис, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом – эти и другие факторы создали дополнительные проблемы в воспитательной деятельности педагогов.
Современная ситуация требует от педагогов максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному совершенствованию. К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система, которая строится на принципах:

  • Преодоление консервативности, однообразия форм обучения;
  • Учета индивидуальных психических, возрастных, биологических, социальных особенностей детей, индивидуального подхода к обучающимся с различно выявленными способностями;
  • Дифференциация и преемственность в обучении и воспитании;
  • Организации целостного процесса развития и воспитания детей и подростков;
  • Создание разветвленной системы внеклассной, шефской, просветительской, методической, концертной деятельности коллективов и отдельных групп, обучающихся в ДМШ.

Регулярно проводятся тематические классные часы и родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы этики, эстетики, нравственности.
Традиционными стали общешкольные праздники:
«От всей души» (концерт, посвященный Дню пожилого человека);
«День музыки»;
«Посвящение первоклассников в юные музыканты»;
«Новогодний карнавал»;
«Масленица»;
«Весенняя мозаика»;
«Никто не забыт, ничто не забыто»;
«До свидания, школа»
Особое место в концертной работе школы занимают регулярные концерты в общеобразовательных школах № 48, 50, 75, 102, детских садах № 83,152,162.
Тематика таких концертов разнообразна:
«Музыкальные краски»;
«Звонкие струны России»;
«Учись слушать музыку»;
«Танцевальные жанры»;
«Волшебная скрипка»;
«Давайте знакомиться».
Качественное образование  базируется на деятельности постоянно действующих методических объединений.  
Методическая поддержка осуществляется в различных формах:
-    информирование;
-    консультация;
-    мастер-классы;
-    научно-методическое обеспечение;
-    лекции, доклады;
-    открытые уроки;
-    семинары;
-    педагогические чтения;
-    учеба на курсах повышения квалификации.
Программно - дидактическое оснащение образовательного процесса обеспечивается наличием достаточного количества программ дополнительного образования,  учебных пособий.
Для успешной деятельности музыкального образовательного учреждения, важна система управления качеством, представляющая собой целенаправленное действие на объект управления – учебный процесс - с помощью экономических и правовых норм для получения требуемых значений качественных показателей.
Во главе всего стоят требования к качеству образования, находящиеся в тесной взаимосвязи с финансовыми, материально-техническими, кадровыми и иными нормативными ресурсами.
Для эффективности системы управления качеством необходима своевременная оценочная деятельность участников образовательного процесса:
-   индивидуальный подход;
-   поощрение, премирование;
-   повышение категории.
С целью повышения уровня квалификации преподавателей и уровня подготовки учащихся за последние годы развита сеть кураторства, которая принесла хорошие результаты в учебно-методической работе школы.  
Важным элементом в системе управления качеством является контроль, осуществляемый за результатом деятельности, учебным процессом.  Контроль осуществляется на разных уровнях:
-   учебно-методическая работа преподавателей;
-   педсовет;
-   учебная часть;
-   администрация школы.

V.Практическая реализация программы развития.

В соответствии с решением главной задачи, коллектив преподавателей ДМШ № 9 строит свою работу на основе следующих принципов:

  • создание адаптивной модели школы;
  • обеспечение условий для вхождения  ребенка в мир искусства, освоения им ценностей, выработанных отечественной и мировой культурой.

В современных условиях содержание образования рассматривается не только как знания, умения, навыки, представленные в виде определенного конечного набора предметов, входящих в учебный план, но и как способ формирования личностных качеств: общественной активности, творческих способностей и умений,  эмоциональной сферы, позитивных черт характера.

1. Приоритетными направлениями деятельности ДМШ № 9 являются:
1.Реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновление содержания образования на всех ступенях обучения.
1.Совершенствование технической подготовки и исполнительского мастерства учащихся;
2.Внедрение в практику вопросов и проблем, затронутых в методических разработках;
3.Использование формы открытых уроков, творческих отчётов классов преподавателей;
4.Активное участие в городских и областных, международных фестивалях, конкурсах;
5.Продолжение творческой связи с детскими садами, школами с целью пропаганды музыкального  искусства, популяризации инструментов и привлечения учащихся к обучению в музыкальной школе;
6.Продолжение        творческого содружества с детской библиотекой  № 19;
7.Дальнейшее укрепление связей с СОУИ и СГК на всех отделениях;
8.Вести работу по подготовке к 70-летию Великой Победы;
9.Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий с использованием аудио-видеотехники.
10.Проведение тематических концертов в рамках Года культуры:
«Очарование романса»;
«М.Глинка – родоначальник русской музыки»;
«Вместе весело шагать».

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Анализируя воспитательно-образовательный процесс за прошедшие годы, педагогический коллектив ДМШ № 9 намечает следующие этапы по реализации программы развития:
2013/14 учебный год


Совершенствование образовательно-воспитательной  системы
1.Обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов образовательной деятельности (внедрение в учебный процесс учебных планов нового поколения, создание новых и усовершенствование уже разработанных адаптированных образовательных программ).
2. Совершенствование системы дифференцированного обучения.
3. Более широкое использование в образовательном процессе современных информационных средств и технологий.
4. Совершенствование воспитательной функции школы, поиск новых эффективных форм сотрудничества с родителями, активизация концертно-просветительской деятельности.
5.Введение в учебный план ДПОП по специальностям «Фортепиано», «Скрипка».
6.Внесение изменений в локальные акты. Разработка новых локальных актов.
Обновление методической работы
1.Совершенствование работы методического совета по внедрению наиболее эффективных форм методической деятельности:
-организация психолого-педагогических проблемных семинаров;
-поиск и освоение нового передового опыта, новых методик преподавания.
2. Помощь преподавателям школы в подготовке учащихся к конкурсам и фестивалям различного уровня (консультации по подбору репертуара, прослушивания и т.д.);
3. Работа по организации повышения квалификации преподавательского состава (повышение и подтверждение квалификационных категорий, обучение на курсах повышения квалификации).
Кадровое обеспечение программы развития
1. Поддержка и стимулирование деятельности преподавателей, осваивающих новые методики и технологии, ведущих активную учебно-воспитательную и методическую работу, предоставление дополнительных дней отдыха за высокое качество работы;
2. Повышение качественного уровня преподавания за счет повышения квалификации преподавательского состава, совершенствование профессионального мастерства через систему курсов повышения квалификации, семинаров разных уровней, заочного обучения а ВУЗах;
3. Работа с молодыми специалистами;  
4. Пополнение и обновление преподавательского состава.
Финансовое и материально-техническое обеспечение программы развития
1. Завершение в основном капитального ремонта здания школы;
2. Привлечение в учреждение дополнительных источников финансирования за счет:
-увеличения размеров средств от родительской оплаты в связи с предполагаемым увеличением контингента;
-спонсорских средств;
3. Приобретение звуковоспроизводящей аппаратуры, аудио-видеотехники для класса теоретических дисциплин;
Совершенствование управленческой системы
1. Изучение правовых, экономических, информационных документов о системе управления образовательным учреждением;
2. Совершенствование управленческого уровня администрации через обучение на курсах, посещение семинаров и конференций, аттестацию руководящих работников.

2014/15 учебный год


Совершенствование образовательно-воспитательной  системы
1.Обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов образовательной деятельности (внедрение в учебный процесс учебных планов нового поколения, создание новых и усовершенствование уже разработанных адаптированных образовательных программ);
2. Совершенствование системы дифференцированного обучения;
3.Интенсивное использование в образовательном процессе современных информационных средств и технологий;
4. Совершенствование воспитательной функции школы, поиск новых эффективных форм сотрудничества с родителями, активизация концертно-просветительской деятельности;
5. Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.
6.Введение в учебный план школы ДПОП по специальности «Духовые инструменты».
7.Внесение изменений в локальные акты.
Обновление методической работы
1.Совершенствование работы методического совета по внедрению наиболее эффективных форм методической деятельности:
-организация психолого-педагогических проблемных семинаров;
-поиск и освоение нового передового опыта, новых методик преподавания.
2. Помощь преподавателям школы в подготовке учащихся к конкурсам и фестивалям различного уровня (консультации по подбору репертуара, прослушивания и т.д.);
3. Работа по организации повышения квалификации преподавательского состава (повышение и подтверждение квалификационных категорий, обучение на курсах повышения квалификации); привлечение преподавателей школы к более активному участию в конкурсах методических работ, методических мероприятиях ГМО и т.п.;
4. Открытие новых специализаций образовательной деятельности.
5. Активизация работы коллектива по разработке экспериментальных образовательных программ. 
Кадровое обеспечение программы развития
1. Поддержка и стимулирование деятельности преподавателей, осваивающих новые методики и технологии, ведущих активную учебно-воспитательную и методическую работу, предоставление дополнительных дней отдыха за высокое качество работы;
2. Повышение качественного уровня преподавания за счет повышения квалификации преподавательского состава, совершенствование профессионального мастерства через систему курсов повышения квалификации, семинаров разных уровней, заочного обучения а ВУЗах;
3. Работа с молодыми специалистами.  
4. Пополнение и обновление преподавательского состава.
Финансовое и материально-техническое обеспечение программы развития
1. Привлечение в учреждение дополнительных источников финансирования.  
2. Приобретение музыкальных инструментов (баянов, скрипок, фортепиано) 3. Обновление библиотечного фонда.
Совершенствование управленческой системы
1. Изучение правовых, экономических, информационных документов о системе управления образовательным учреждением;
2. Совершенствование управленческого уровня администрации через обучение на курсах, посещение семинаров и конференций, аттестацию руководящих работников.

2015/16 учебный год


Совершенствование образовательно-воспитательной  системы
1.Обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов образовательной деятельности (внедрение в учебный процесс учебных планов нового поколения, создание новых и усовершенствование уже разработанных адаптированных образовательных программ).
2. Совершенствование системы дифференцированного обучения.
3. Более широкое использование в образовательном процессе современных информационных средств и технологий.
4. Совершенствование воспитательной функции школы, поиск новых эффективных форм сотрудничества с родителями, активизация концертно-просветительской деятельности.
5.Введение в ученый план ДПОП по специальности «Народные инструменты».
Обновление методической работы
1.Совершенствование работы методического совета по внедрению наиболее эффективных форм методической деятельности:
-организация психолого-педагогических проблемных семинаров;
-поиск и освоение нового передового опыта, новых методик преподавания.
2. Помощь преподавателям школы в подготовке учащихся к конкурсам и фестивалям различного уровня (консультации по подбору репертуара, прослушивания и т.д.);
3. Работа по организации повышения квалификации преподавательского состава (повышение и подтверждение квалификационных категорий, обучение на курсах повышения квалификации); привлечение преподавателей школы к более активному участию в конкурсах методических работ, методических мероприятиях ГМО и т.п.
4. Открытие новых областей образовательной деятельности.  
Кадровое обеспечение программы развития
1. Поддержка и стимулирование деятельности преподавателей, осваивающих новые методики и технологии, ведущих активную учебно-воспитательную и методическую работу, предоставление дополнительных дней отдыха за высокое качество работы;
2. Повышение качественного уровня преподавания за счет повышения квалификации преподавательского состава, совершенствование профессионального мастерства через систему курсов повышения квалификации, семинаров разных уровней, заочного обучения а ВУЗах;
3. Работа с молодыми специалистами.
4. Обеспечение работающим преподавателям оптимальной педагогической нагрузки;
5. Обновление преподавательского состава.
Совершенствование управленческой системы
1. Изучение правовых, экономических, информационных документов о системе управления образовательным учреждением;
2. Совершенствование управленческого уровня администрации через обучение на курсах, посещение семинаров и конференций, аттестацию руководящих работников.

2016/17 учебный год


Совершенствование образовательно-воспитательной  системы
1.Обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов образовательной деятельности, внедрение новых методик и технологий в учебный процесс;
2. Совершенствование системы дифференцированного обучения;
3. Более широкое использование в образовательном процессе современных информационных средств и технологий;
4. Совершенствование воспитательной функции школы, поиск новых эффективных форм сотрудничества с родителями, активизация концертно-просветительской деятельности.
5.Открытие фольклорного отделенитя.
Обновление методической работы
1.Совершенствование работы методического совета по внедрению наиболее эффективных форм методической деятельности, активизация работы по разработке экспериментальных образовательных программ, поиск и освоение нового передового опыта, новых методик преподавания.
3. Помощь преподавателям школы в подготовке учащихся к конкурсам и фестивалям различного уровня (консультации по подбору репертуара, прослушивания и т.д.);
4. Работа по организации повышения квалификации преподавательского состава (повышение и подтверждение квалификационных категорий, обучение на курсах повышения квалификации); привлечение преподавателей школы к более активному участию в конкурсах методических работ, методических мероприятиях ГМО и т.п.
Кадровое обеспечение программы развития
1. Поддержка и материальное поощрение преподавателей, осваивающих новые методики и технологии, ведущих активную учебно-воспитательную и методическую работу, предоставление дополнительных дней отдыха за высокое качество работы;
2. Повышение качественного уровня преподавания за счет повышения квалификации преподавательского состава, совершенствование профессионального мастерства через систему курсов повышения квалификации, семинаров разных уровней, заочного обучения а ВУЗах;
3. Работа с молодыми специалистами;
4. Обеспечение работающим преподавателям оптимальной педагогической нагрузки (не ниже ставки).
Финансовое и материально-техническое обеспечение программы развития
1. Косметический ремонт помещения (по потребности);
2. Дальнейшее оснащение образовательного процесса современными техническими средствами обучения;
3. Приобретение новых музыкальных инструментов, ремонт старых. Совершенствование управленческой системы
1. Изучение правовых, экономических, информационных документов о системе управления образовательным учреждением;
2. Совершенствование управленческого уровня администрации через обучение на курсах, посещение семинаров и конференций, аттестацию руководящих работников.

       Контроль над выполнением программы осуществляется  Администрацией школы и Учредителем.