Музыкальная литература
первый год
Первый год обучения направлен на знакомство с основными понятиями в музыке: регистр, тембр, фактура, гармония, жанр, музыкальная форма и др. Один из основных разделов курса- изучение инструментов симфонического оркестра: струнных смычковых, деревянных и медных духовых, ударных. Несколько занятий посвящено истории развития клавишных инструментов- клавесина, органа, фортепиано, челесты. Следующий этап- изучение наиболее распространённых форм музыкальных произведений- двух- и трёхчастных, вариаций, рондо. Завершает учебный год знакомство с наиболее распространёнными инструментальными, вокальными и театральными жанрами: сюитой, инструментальным концертом, токкатой, ноктюрном, оперой, балетом, ораторией. На контрольных уроках используется увлекательная форма проверки знаний-«музыкальная викторина».
второй год
Второй год обучения посвящён европейской музыке до второй половины XIX века. Ознакомление с ней учащиеся начнут от самых истоков- культуры Древней Греции. Далее ученики услышат средневековые григорианские хоралы, а также узнают о музыкальных инструментах трубадуров и труверов. В курсе представлены ведущие стилевые направления европейской культуры прошлых столетий: ренессанс, эпоха барокко, классицизм, романтизм. Учащиеся в хронологическом порядке ознакомятся с наиболее известными произведениями величайших композиторов в истории музыки- А.Вивальди, И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шопена, Ф.Листа. В программе предусмотрено подробное изучение таких жанров, как фуга, симфония, соната, рапсодия и др. В качестве проверки знаний к музыкальной викторине добавляется тестирование.
третий год
Третий год обучения откроет перед учащимися жемчужину мировой музыкальной культуры- русскую музыку. Курс начинается с изучения древнейшего пласта русского фольклора- трудовых, обрядовых песен, искусства скоморохов. Затем следует ознакомление с древнерусским знаменным пением и крюковой нотацией. Обзорно представлена музыка петровской эпохи. Изучение творчества М.И.Глинки- основоположника русской классической музыки- занимает одно из важнейших мест в программе курса. Далее ученики знакомятся с произведениями выдающегося композитора А.С.Даргомыжского, а также композиторами творческого объединения «Могучая кучка»- А.П.Бородиным, М.П.Мусоргским и Н.А. Римским –Корсаковым.
четвертый год
Четвертый год открывает музыка великого П.И.Чайковского- гения русской музыки. Далее -знакомство с музыкой ХХ века. Обзорно представлены важнейшие направления в европейской музыке этого периода –импрессионизм (представлен картинами К.Моне и музыкой К.Дебюсси), экспрессионизм («нововенская»школа) и неофольклоризм (Б.Барток, М.де Фалья). Творчество великих русских композиторов «серебряного века»-А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Стравинского продолжают курс. Советская эпоха представлена популярными произведениями А.И. Хачатуряна, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Г.В.Свиридова. Завершает курс музыкальной литературы творчество нашего выдающего земляка- А.Г.Шнитке.