СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «КЛАВИШНОМУ СИНТЕЗАТОРУ»
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (клавишный синтезатор)» рассчитана на 5 лет. Распределение по классам музыкального - теоретического материала происходит по принципу последовательного систематического охвата всех необходимых форм. Первое знакомство с инструментом и его возможностями происходит наряду с освоением начальных пианистических навыков. Затем подключаются авто аранжировщики. Усложнение учебных задач идёт в соответствии с возрастными возможностями учащихся.Все эти навыки закрепляются в произведениях различных жанров, которые делятся на академическую (классическую и современную) музыку, музыку массовых жанров, народную музыку.
Содержание программы «Музыкальный инструмент (клавишный синтезатор)
направлено на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей учащихся.
Годовые требования по классам
Первый класс
Ученик должен освоить основные банки голосов, звуковые эффекты, паттерны. Должен уметь пользоваться клавишами управления аккомпанемента: start, stop, synchro - start, intro, ending. Познакомиться с основой нотной грамоты: нотоносцем, скрипичным и басовым ключами, обозначением нот, длительностями, паузами, основными тактовыми размерами, динамическими обозначениями, штрихами, аппликатурой. Закладываются основы игровой техники: игра нон легато, легато в одной позиции и с подкладыванием первого пальца. Уделяется время чтению нот с листа, игре в ансамбле с педагогом. Ученик сам, исходя из метра и ритмического рисунка мелодии, должен подбирать паттерны и в соответствии с жанровой основой тембр мелодии. В течении года ученик должен создать аранжировки и исполнить 20-25 небольших произведений народной, классической, современной музыки и музыки массовых жанров, включающих в себя народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, произведения с элементами полифонии, этюды.
Второй класс
Знание голосов, имитирующих основные струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Использование звуковых эффектов. Паттерны основных жанров: вальса, марша, народной песни, джазовой и современной музыки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Определение тоники, субдоминанты, доминанты в тональностях до двух знаков при ключе. Понятие о средствах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре. Чтение с листа без ключевых знаков и ровными длительностями. Грамотность длительности, паузы, стаккато, легато, знаки повторения, знаки сокращения. Гаммы с одним знаком. Подбор по слуху, игра в ансамбле. Термины и темповые обозначения: f, p, cresc, andantemoderato, allegro.
В течение года ученик должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 15 произведений, 3 произведения классической и современной музыки, 4 пьесы массового жанра, 5 этюдов, из них четыре на пятипальцевую позиционную игру и гаммообразное движение, показать на контрольных прослушиваниях, и 3 произведения народного жанра.
Третий класс
Знание голосов из банков клавишных: (различные виды фортепиано, органов и др.), ударных, струнных деревянно-духовых и различных представителей басовой группы. Использованиеdualmodeиautoharmohie. Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латиноамериканские, поп, рок. Трезвучия тонической, субдоминантовой, доминантовой группы и доминантсептаккорд с обращениями в тональностях до четырёх знаков. Самостоятельная аранжировка и исполнение произведений трудности первого класса. Чтение с листа с одним ключевым знаком, ровными длительностями с использованием басового ключа. Определение тональности, строения произведения. Грамотность (длительности, паузы, триоли, фермата). Гаммы до двух знаков. Игра в ансамбле или подбор по слуху знакомых мелодий. Термины и темповые обозначения: mf, mp, ff, pp, sf, rit, andantino, allegretto, vivo, adagio.
В течение года ученик должен создать аранжировки и исполнить 13 произведений. 3 произведения классической и современной музыки, 4 пьесы массового жанра, 4 этюда на короткие арпеджио и мелкую технику показать на контрольных прослушиваниях, и 2 произведения народного жанра.
Четвёртый класс
Знание голосов, имитирующих народные и электронные инструменты. Редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса и других эффектов. Паттерны классические, современного джаза и смешанных стилей (джаз-рок, диско). Использование трезвучий и септаккордов на VII ступени, а так же септаккордов на II и VI ступенях в тональностях до шести знаков при ключе. Самостоятельная аранжировка и использование произведения трудности второго класса. Чтение с листа до двух ключевых знаков с нотами на добавочных линейках. Грамотность (синкопа, добавочные линейки). Определение тональности и формы произведения. Игра в ансамбле и подбор по слуху. Гаммы до трёх знаков. Терминология и темповые обозначения: piumosso, menomosso, pocoapoco, accelerando, atempo, lento, largo, vivace.
В течение года ученик должен создать аранжировки и исполнить 12 произведений: 2 произведения классической и современной музыки, 4 пьесы массового жанра, 4 этюда с длинными арпеджио и элементами параллельного и противоположного движения рук показать на контрольных прослушиваниях, и 2 произведения народного жанра.
Пятый класс
Голоса синтезатора, имитирующих ударные инструменты без определённой высоты. Паттерны, не пройденные в предыдущих классах. Все виды трезвучий и септаккордов всех ступеней в тональностях до 7 знаков при ключе, модуляции в родственные тональности. Редактирование динамического баланса, панорамы. Самостоятельная аранжировка и исполнение произведения трудности третьего класса. Чтение с листа до четырёх знаков при ключе, с разнообразным ритмическим рисунком, включая знаки альтерации. Определение тональности, характера, формы произведения. Гаммы до пяти знаков. Умение пользоваться секвенсором синтезатора. Терминология: marcato, trell, gruppeto, conbrio, maestoso.
В течение года ученик должен создать аранжировки и исполнить 10 произведений. 2 произведения классической и современной музыки, 4 пьесы массового жанра, 2 этюда на хроматическую гамму, элементами крупной техники: октавами, аккордами, и 2 произведения народного жанра.